пятница, 29 апреля 2016 г.

Рубрика "Деловые разговоры" с Аней Лу: Критика

Добрый день, наши дорогие читатели!

С вами в эту прекрасную весеннюю пятницу снова я, Аня Лу, и мы разберем с вами очередную животрепещущую  тему – критику в свой и чужой адрес!

В последнее время много скандалов и разборок в мире скрапа на эту тему. Старожилы российского скрапа говорят, что подобная волна критики уже была когда-то. Сейчас, с приходом в скрап большого, просто огромного количества новичков, волна повторяется.
И я просто не могла обойти эту тему стороной. Сразу отмечу, что тут не будет ни личностей, ни обвинений. Мы разберем все со стороны того, какие правила критики существуют и как на нее реагировать!!!
Что же такое критика???  Идем в любимицу – Википедию.
Кри́тика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») — это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности. Задачами критики являются:
·            выявление противоречий;
·            выявление ошибок и их разбор
·            разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
·            отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
·            исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).
·            отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
·            оценка.

Как видите, задач у критики много. И тут не только пресловутый «разбор полета». Но и оценка, высказывание мнения и даже, вот это неожиданно, отрицательное суждение о чем-то.
Но когда стоит ее высказывать??? И как на эти отрицательные суждения реагировать?!
Если вы не в курсе, то напомню, что по образованию я психолог, кроме того и педагогическое образование у меня тоже есть. Так вот 2 правила, которым учат в педах и на псифаках, которые стоит нести в жизнь:
1. Критика должна быть конструктивной.
2. Не надо сеять «доброе, вечное и прекрасное» там, где вас не просят.
Последнее, кстати, цитата очень известного психолога А.Ю. Прихожан, у которой мне довелось учиться. Правда, это относилось в первую очередь к желанию молодых психологов всех «полечить» J Но к 5 курсу приходит понимание, что не все готовы узнать о своих проблемах. И «открывать глаза» стоит только в том случае, если человек к этому готов.
Первое правило нам в головы просто вдалбливали!!! И делала это Заслуженный Педагог РФ,  госпожа Строганова. Все творческие мероприятия мы были обязаны критиковать, дабы учиться на своих и чужих ошибках. И за эту самую конструктивную критику нам ставили оценки! В чем же конструктивная критика отличается от просто критики и оценки?!
Просто критика: «Фу, эта работа ни о чем!»
Конструктивная: «В этой работе не соблюдены правила цветового круга, нет выраженной композиции, элементы просто разбросаны на бумаге и не соединены темой и смыслом работы».
Разницу видно?! То есть в конструктивной критике нужно конкретно выразить, что именно вам не нравится, а не просто  сказать свое отрицательное мнение,  раскрасив его эпитетами.
Но мы-то с вами прекрасно знаем, что правила эти соблюдаются не всегда и не всеми.
Как быть???
Давайте сузим область применения нашей критики до нашего общего любимца – скрапбукинга.
У многих из нас есть личные блоги,  а есть и ЧБ, как наш. И тут абсолютно разные правила!
В личном блоге вы имеете право выкладывать все, что вашей душе угодно! И если вам нужна критика, то вы можете так и написать: «Буду очень признательна, если вы конструктивно проанализируете мою работу и выскажете свое мнение!».  Если Вы автор ЧБ, то вы априори должны быть готовы к тому, что критиковать будут без спроса. Почему? Потому, что вы взяли на себя ответственность «вдохновлять читателей»!  И если этим самым читателям не нравится то, чем вы их собрались вдохновлять, то они имеют право возразить.  Или промолчать.
Потому что челлендж-блог – это немного другой уровень ответственности. Он уже не только личный. Ты «отвечаешь» за то, что ты выкладываешь, какие темы поднимаешь и как ты это делаешь. Поэтому не стоит удивляться, если вы получаете не только лестные отзывы.  Хотя такое бывает не часто. Но бывает.
Особенно ярки «провалы» у известных скраперов. Тут прям филиалы «Школы злословия» открываются J Но, тут я хочу отметить, что если мастер сделал это однократно и спокойно реагирует на критику, без выпадов, то это пройдет тихо и спокойно. А вот если начнется перепалка… То уже весь скрапмир будет в курсе J. Но причина этому одна – острая, порой неадекватная реакция на критику.  Почему-то считается, что если ты «Звезда», то априори все должны только хвалить.  Правильно ли это? Лично я считаю, что нет. Есть известные скрапбукеры, которые периодически выдают откровенно слабые работы. Особенно часто это бывает, если они состоят во многих ДК, везде много заданий и постоянно оставаться «на уровне» весьма сложно.  Но, тем не менее, их никто особо не критикует. Просто не принято. J
Как же реагировать на критику?!
Во-первых, желая стать публичной персоной, даже на уровне хобби, вы должны отдавать себе отчет, что вас будут рассматривать под микроскопом и оценивать. Никуда от этого не деться. Если вы не очень уверены в своих силах, но вам нужны советы, то можно просто попросить их вам дать. Поверьте, вам не откажут. И если это будет просьба новичка, то и помощь будет дана в соответствующем ключе и интонации.  Если же вы уже активно скрапите, участвуете в заданиях и тем более состоите в ДК, то тут уже немного другой ракурс. Если критика конструктивна – мотайте на ус и не повторяйте ошибок, относитесь к этому как к учебе. Если критика неконструктивна, то это просто мнение другого человека.
Во-вторых, каждый имеет право на свое мнение. И мнения не обязаны совпадать. J
 А еще многие забывают, что все мы разные. У нас разные вкусы, пристрастия, предпочтения в еде, стиле одежды, книгах и фильмах и т.д. Если вы любите мясо, а кто-то пропагандирует вегетарианство  – это его право. Попытки переубедить друг друга будут бессмысленны.  Так же и тут.  
Одно но, которое, я  уверена, вертится у вас в голове – оскорбления и «переход на личности». Это крайне неприятная штука. Но порой очень сложно удержаться. Ну, напишите в личку, в директ, письмо на почту и выскажите свое «фи»!  Но не надо выносить все это наружу.  Кроме того, это не только неэтично, но и не культурно в целом, учитывая масштаб нашего скрапмира.  Вам было бы это приятно?! Конечно, я не могу вам это запретить. «Ставить диагнозы» тоже не стоит. Хотя мне, как психологу, тоже порой сложно удержаться. Я это делаю, честно J Но не публично. По этой же причине я не слежу за творчеством некоторых даже очень известных скрапбукеров.
Мне интереснее мое развитие, мой рост.
Оценка… Этот пункт мы еще не разобрали. Оценка – это весьма условная вещь. Дело в том, что творчество нужно оценивать исходя из роста создателя шедевра, т.е. сравнивать его работы между собой, а не с другими мастерами. Мы же не в школе, где оценки ставятся исходя из уровня освоения материала.  Об этом мы часто забываем.  Сделал человек открытку, например, с элементами микс-медиа. А до этого только «американские» творил, но открытка еще очень … дилетантская. А у вас-то в голове уже образы открыток" Великих мастеров"!  Вы видите, что для данного стиля работа никакая. А для мастера???? А для этого мастера – прорыв!!! Он горд собой, стал развиваться в другом направлении, растет! А вы ему: « ой, слабовато…» И что происходит???
Либо мастер адекватен и понимает, что это первые шаги и надо дальше стараться, либо замыкается, расстраивается и перестает пробовать.  И виной тому именно вот такая критика и оценка.  
Поэтому давайте все-таки соблюдать правила. Так будет приятнее всем J
1. Критика должна быть конструктивной.
2. Оценивать стоит работы мастера между собой, а не мастера с другим мастером!
3. Не переходим на личности! (Помним, что и вам это будет неприятно!)
4. Помним о тонкой душевной организации творческих людей.

Хочется сказать еще, что в целом, критика – это двигатель развития! Главное, чтобы она была к месту, адекватна и конструктивна!

Всем успехов, хорошего настроения на праздниках и... 


31 комментарий:

  1. Аня ты очень интересно пишешь! Прям стала ждать статьи из твоей подборки. Я, наверное, невнимательная, все "скандалы и расследования" скрап-мира проходят мимо :))), ничего не замечаю, но вот мне интересно, а насколько принято спросить чего не хватает твоим работам, когда не проходишь отбор в ДК. Или, как правило, на такие вопросы не отвечают?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Мне очень приятно, что мои литературные способности находят положительный отклик!
      По поводу обратной связи от автором ЧБ - тут зависит от самих авторов. Вы можете спросить, а отвечать или нет - они сами решат.
      Но тут хочется отметить, что при наборе ДК все авторы ЧБ преследуют свои цели, которые не озвучивают. Например, одни стараются набрать "звезд" - для привлечения аудитории, другие набирают мастеров одного стиля, а третьи - разномастных. И тут не угадаешь. почему именно тебе отказали.

      Удалить
  2. Очень хороший пост! Все по делу! Большое спасибо за материал!

    ОтветитьУдалить
  3. Аня, очень хорошая статья! Очень редко кто сознается, но я не люблю критику, потому что конструктивной она бывает очень редко, а я сама себе такой критик, что еще кто-то мне не нужен:))) И да у меня тонкая душевная организация ;))))))))) - до сих пор помню, как одна дама написала про мою работу, что она простая-это был недостаток, а я над ней корпела столько часов, перекладывая детальки, и хотела создать на страничке легкость и простоту и главное была довольна результатом :)))))) Так что : "не делай, не говори, не думай, если тебя об этом не просят!".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Не надо сеять доброе вечно и прекрасное, где тебя не просят. особенно бесплатно" :) Танюш, спасибо! Да, многие сравнивают и дают оценки исходя из своих предпочтнений, а не работ мастера. Да и над правила критики многие не заморачиваются. Уверена, что многие и не знают, что это такое "конструктивная" критика

      Удалить
  4. Огромное спасибо!!! Очень интересная и полезная статья!))

    ОтветитьУдалить
  5. Согласна во всем! Одно "но", говорить совсем уж новичкам о цветовом круге, композиции и т.д. бесполезно, они просто не знают, что это. Зато часто бывают благодарны за советы, типа "бабочка здесь не нужна, надпись надо разместить по центру, а цветочков лучше три"))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с вами про цветочки) на цветовой круг новичкам плевать, могут и обидеться)) а вот цветочки - по делу) мне как раз так как-то и сказали, что цветов не надо 2, а лучше три) до сих пор помню!))

      Удалить
    2. Хм.. девочки, новички тоже разные бывают, они могут все знать о цветовом круге и композиции, и вообще неплохо владеть теорией, но быть профанами в скрапе, я например, пришла в скрап имея за плечами художественную подготовку, но у меня не всегда все получается))) И по-началу, приходилось получать комментарии, значение которых противоречило правилам сочетания цветов и т.д. Просто наверное, если хочется что-то сказать, нужно писать корректно, а уж про цветы, или про правило "золотого сечения" значения особого не имеет.

      Удалить
  6. хорошая статья. Не только в отношении скрапа, но и в целом. Особенно про реакцию на критику.

    ОтветитьУдалить
  7. Аня, спасибо за статью. Тема всегда будет актуальна.)) Если уж браться критиковать (по просьбе, абсолютна согласна, что не просят - не лезь), то нужно все же сначала выделить что-то хорошее в работе, а оно мне кажется есть всегда, даже у самого-самого новичка. Новички зачастую неадекватно воспринимают критику, именно потому что долго-долго делали, всю душу вкладывали, а тут...Переживают, самое плохое, что начинают думать, что без толку заниматься, раз все так плохо. Умение принимать критику (все время имею в виду конструктивную) и умение посмотреть со стороны на свою работы и желание постоянно расти тоже с опытом приходит. Я не могу позволить себе критиковать даже новичка (иногда вижу, как один новичок "постарше" критикует другого - улыбаюсь))), сама еще недоросль. В свой адрес критику услышала бы с радостью (уже))), но именно от тех мастеров, чьи работы кажутся мне образцами гармонии и художественного вкуса. Я больше за то, чтобы человек сам учился "видеть" свои косяки. И не согласна с Леной, что новичкам надо ткнуть, куда разместить надпись, лучше сразу с обоснованием, почему. Чем раньше познакомишься с основами композиции и теории цвета, тем лучше.)))

    ОтветитьУдалить
  8. Анна, спасибо большое за статью! Я не против критики, но сама , если мне не очень нравится чья-то работа - промолчу.

    ОтветитьУдалить
  9. Аня, спасибо за интересную статью! Я пока не встречала "разборки".
    А вот однажды девушке написала, что работа у нее очень красивая, только фото жаль, что не четкое и если было бы более качественное, то было бы вообще супер-пупер.. Так она на мою конструктивную и такую аккуратную вежливую "критику" - обиделась. Это был первый и последний раз, когда я попыталась что-то советовать )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О это мое любимое! Сделать работу, сфотографировать ночью на фоне ковра и обиженно сопеть потом, то в топ не попала! Я тоже часто пишу, что неплохо бы сделать цветокоррекцию и фото заиграет! А в ответ тишина....

      Удалить
    2. Вика :) да, про фото не в бровь, а в глаз :)
      Но к сожалению, не все заморачиваются насчет фото. По разным причинам. Поэтому мы решили провести ФОТО-Сп :)

      Удалить
  10. Спасибо, действительно, тема очень интересная и животрепещущая! Конечно, я не люблю критику, особенно из уст свекрови:-), но что касается скрапа, то непонятно что не нравится больше: когда критикуют, или когда члены ДК пишут дежурные комментарии типа-"какая прелесть!" На мой взгляд они расстраивают еще больше чем разгромы, т.к. могут свидетельствовать о равнодушии, ну типо я же в составе ДК, мне надо что-то написать. Понятно что у девочек много работы, они не успевают во все вникать, но если не успеваешь, зачем тогда браться за эту работу?? А еще, некоторые любят капитанить(играть в "Капитана очевидность"), например, ты пишешь, вот моя нежная открытка, а от ДК получаешь:"какая нежная открытка!", ну зачем это писать, я ведь это уже написала, и вроде бы это не критика, а настроение от таких слов не поднимается )) Так уже хочется услышать парочку советов, или идей по поводу той или иной работы, но вот сама раздавать советы берусь только в крайних случаях, такое наверное, раза 2 было!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, при комментировании работ по заданиям члены ДК пишут советы или критикуют только в одном случае - если вы сами об этом просите. Достаточно одной фразы в конце поста о том, что вы бы хотели получить отклик (советы, критику) на свою работу, и вам обязательно напишут... Нет, я не имею в виду, что накинутся)) просто у дизайнеров будет ваше разрешение на то, чтобы что-то вам написать.
      А вот само комментирование - это вообще отдельная и не менее неоднозначная тема, как и критика)

      Удалить
    2. Екатерина, а я вот встану на защиту комментов от ДК.
      Поверьте, слова "какая прелесть" - чаще всего и обозначают "какая прелесть"! Дело не в том, что трудно пересматривать работы участников, а в том, что комплиментов на всех все равно не наберешься, и коммент от ДК обозначает, что вашу работу посмотрели, оценили. Когда работа цепляет, любой комментатор оставит ей коммент более чем "просто прелесть". Когда работа откровенно плоха - напишут что стоит поработать над какими то деталями (по ситуации). Все же советы или идеи пишутся в ЧБ в конкретных рубриках, либо мастер со своей работой идет в ЧБ, которые на "разборах полетов" специализируются. Так что если вам написали "какая прелесть" - значит ваша работа ну как минимум в твердой серединке участников по качеству работ =)

      Удалить
    3. Как не первый год состоящий в ДК, скажу большинство реагируют неадекватно! Обижаются и даже в личку пишут))) так что если не приписки про критики, а стараюсь всегда прочитать пост и понять настроение в работе, то я пишу очень расплывчато иначе можно и огрести))) мне то все равно, а вот организаторам челленджа будет неприятно от такой стычки.

      Удалить
  11. Я динозавр скрапа и поэтому помню почти все скандалы, интриги и расследования! Очень часто либо участвую в них либо организую))) зачастую многие очень серьезно и болезненно относятся к критике. Мне часто присылают работы на критику и вы знаете, даже в таких случаях реакция неадекватна! Хотя для меня непонятно, зачем тратить свое и мое время, если не готов услышать честный отзыв. Это конечно, риторический вопрос. И еще вопросы новичков это разное, есть культурные вопросы, а есть быдло наглость. А потом вселенская обида. У нас вообще вечно на все обижаются - в ТОП не попали, приз не выйграли или в батле проиграли. Нет чтобы постараться и трудится еще больше, лучше губы дуть и злословить.
    Сама я критику воспринимаю только от тех кого выбираю в учителя, к остальной отношусь ровно или вообще никак. Потому что зайдешь в профиль к такому критику, а там не работы, а слезы))) зато пафоса на три вагона.
    Поэтому все кто хочет критики просите, в остальном лучше промолчать опасаясь неадекватна с другой стороны.

    ОтветитьУдалить
  12. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  13. Замечательная статья! А вообще в целом хочу сказать, что в большинстве случаев вся суть в том, что некоторые неадекватно относятся к критике - это неумение слушать других людей! Это чисто мое субъективное мнение))) Терпения всем и взаимопонимания!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Многие, слушая критику в адрес работы, принимают ее на свой личный счет! То есть сразу воспринимают так: "Меня обозвали, я криворукая..." и т.д.
      Надо правильно воспринимать. если не получилась 1 работа, не значит, что ты неумеха или бездарность.

      Удалить
  14. Анечка, спасибо за шикарную статью. Вопрос - животрепещущий)))) Очень не хочется "базарных разборок" в наших творческих кругах))) Но как правильно отмечено, авторам ЧБ надо четко для себя определить позицию и брать ответственность за первоначальный отсев работ либо их описаний/манеры преподнесения... А то ведь получается, что как раз ЧБ и являются "провокаторами" эмоциональной, но совсем не конструктивной критики...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Базарные разборки есть везде, где есть люди. :(

      Удалить
  15. Аня, замечательная статья!!! Вот бы ее прочитало побольше народу! И не просто прочитали, а подумали! Ведь многие "не правильно" критикуют, обижая другого, а многие "не правильно" воспринимают критику. Я, как человек из спорта, привыкла к критике, НО именно к конструктивной!!! Всегда надо объяснить почему ТАК,а не ИНАЧЕ!!!
    А еще я стараюсь обходить все "базарные разборки", мне кажется, если уж ооочень хочется покритиковать, то делать это нужно с глазу на глаз, а не "в прямом эфире" !!! Спасибо за статью!!!

    ОтветитьУдалить
  16. Прочитала статью с большим интересом! Аня, спасибо, так все интересно написано, а главное конструктивно). Не могу назвать себя "новичком", но плотно скрапить начала не так дано, раньше занималась другими видами творчества. Меня восхищает, как мастерицы, блоггеры, хозяйки магазинов вплетают скрап в свою жизнь, успевают творить, фотографировать работы, писать посты и придумывать что-то новое, как только хватает времени! Я очень стараюсь, но пока я еще только на пути к этому ритму жизни). Очень много всего приходится делать на работе. на творчество времени остается чуток по вечерам. Кстати, было очень приятно узнать, что мы с Аней - коллеги). А то я сначала не могла понять, что же такого знакомого в тексте. К своему стыду, к критике отношусь довольно болезненно. Спокойно воспринимаю только от своих "учителей" в скрапе. Считаю. что если предъявляешь к кому-то требования, то должен в первую очередь сам им соответствовать! Зато по своему опыту узнала, что такое получать неприятную критику и как это может отбить се желание творить... Поэтому я всегда, если уж решила написать комментарий к работе. пишу о том, что мне понравилось в первую очередь. А про надписи-цветочки-бантики пишу "я бы сделала так то". Ведь я - это я, а другой человек - он по другому может видеть. Вот как-то так)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совмещать такое активное хобби с семьей и работой сложно, но можно. Главное, приноровиться. Знаете, иногда очень хочется покритиковать. Особенно наглых новичков :) Но я останавливаю себя :)
      Но я исключительно за конструктив! В любом случае!

      Удалить
  17. Прошу прощения за опечатки, клавиатура видимо не всегда срабатывает...(

    ОтветитьУдалить

Мы всегда рады вашим комментариям. Спасибо!